Вопрос времени. тюнер цифрового тв-вещания alpine tue-t200dvb

Журнал "АвтоЗвук" 2006 г. №6
Олег Лихник

Вопрос времени. Тюнер цифрового ТВ-вещания Alpine TUE-T200DVB

>

Объяснение простое, вернее, их два, но оба сложностью не отличаются. Первое - ограниченная чувствительность ТВ-приёмников (тюнеров). Телевизионный сигнал (мы пока говорим только об аналоговом сигнале) отличает довольно широкая полоса (от 4,5 до 6,5 МГц), и чтобы в такой полосе получить достаточное превышение полезного сигнала над шумами, этот сигнал должен быть довольно мощным. Если чувствительность звукового (ЧМ) тюнера измеряется единицами, даже долями микровольт, то в ТВ-тюнере (а он тоже работает с ЧМ-модуляцией) показатели чувствительности считаются на десятки и сотни микровольт (40 - 100 мкВ в диапазоне ДМВ). В стационарной ТВ-системе задачу решает антенна: только она способна усилить сигнал, одновременно фильтруя шумы (в том числе и за счёт того, что сигнал передаётся не с круговой, а с линейной поляризацией). Но антенны с высоким усилением никак не вписываются ни в интерьер, ни в экстерьер автомобиля. Что же касается активных антенн, то они, действительно, увеличивают уровень сигнала, но только вместе с шумами. p>

Объяснение второе: условия приёма и направление на передатчик при движении автомобиля меняется ежесекундно, поэтому от направленных антенн помощи мало. Так называемые diversity антенны позволяют смягчить зависимость качества приёма от усиления, но в целом проблему не решают. В общем, давно стало ясно, что, пока ТВ-вещание будет оставаться аналоговым, нормальный приём получить в машине практически нереально.

К счастью, теперь оно таковым уже не остаётся. Но тут надо понимать, что цифровое телевидение появилось не только (и не столько) для удовлетворения нужд автомобилистов, на то были и более веские причины. Основная из них заключается в том, что эфир давно уже стал тесен. Это нам с вами кажется, что дециметровых каналов очень много (даже в Москве задействовано около 15) - в эфирном пространстве Европы свободных мест практически не осталось. А у цифрового вещания есть такой козырь, как мультиплексирование, то есть по одному каналу можно одновременно транслировать несколько программ (как телевизионных, так и радио, чисто звуковых). Простая иллюстрация принципа - запись на обычном компакт-диске, где в одном потоке по очереди передаётся информация, относящаяся к левому и правому каналу. И вообще, идея цифрового вещания не нова, но с технической её реализацией были серьёзные проблемы. Давайте прикинем, какая потребуется скорость цифрового потока, чтобы передать без компрессии цифровое видео с качеством DVD. Частота дискретизации 13 МГц, разрядность кодового слова 10, три цветовых компонента. Получаем 390 Мбит/с. Можно сэкономить, передавая с полной полосой лишь один сигнал (яркость), а полосу цветоразностных сигналов ограничить. Но если вспомнить, что сигнал стандартного разрешения это, по сути, вчерашний день, а день сегодняшний - телевидение высокого разрешения, для которого частоту ЦАП надо повысить хотя бы вдвое, то получится, что ориентироваться надо на 500 Мбит/с. Короче говоря, до разработки эффективных алгоритмов компрессии цифрового потока и, главное, до создания экономически эффективных декодеров внедрение цифрового ТВ-вещания, или, как его называют, DVB, пришлось отложить.

Все эти задачи были решены, и, надо сказать, не вчера. Алгоритм компрессии MPEG-2 позволил обеспечить сокращение скорости потока, позже появились и более мощные средства, такие как MPEG-4 и WM9 (они пока не стандартизованы), а объединённые усилия крупнейших разработчиков микроэлектронных схем сделали возможным создание мощных кодеров, предельно сокращающих объём передаваемой информации. Алгоритмы компрессии, разумеется, не столь уж просты, прост, как водится, только основной принцип: передаётся не полное цифровое описание очередного кадра, а лишь разница между кадром нынешним и предыдущим. В пределе при передаче статичных изображений скорость цифрового потока стремится к нулю, а полная скорость потока потребуется лишь в случае, когда всё, что было на экране чёрным, разом стало белым и (одновременно) наоборот. Это как в мультиках изображают удар молнии.

Цифровое ТВ-вещание подразделяется на четыре ветви: спутниковое (DVB-S), кабельное (DVB-C), наземное (DVB-T) и появившееся сравнительно недавно DVB-H для использования в носимых системах. Организация работы кодеков всех систем имеет много общего, что позволяет применять одни и те же схемные решения независимо от конкретного назначения цифровой ТВ-системы. Общий способ модуляции называется OFDM - Мультиплексирование с ортогональным разделением частот. По способу подготовки выходных битов кодеры обозначаются QPSK, 16-QAM и 64-QAM, современные тюнеры справляются с данными, кодированными по любому из способов. В обозначение кодеров входят ещё некоторые "загадочные" цифры: так называемый code rate (7/8, 5/6, 3/4, 2/3, 1/2) и защитный интервал (1/2, 1/4, 1/8, 1/16, 1/32). Чем больше кодовое число и меньше защитный интервал, тем выше битрейт, а вообще он может варьироваться от 4,98 до 31,67 Мбит/с.

В информационно развитых странах DVB-T идёт, как говорили в старину, семимильными шагами. Настолько семимильными, что, к примеру, в некоторых районах Германии (в Берлине и, кажется, в Мюнхене) аналоговое вещание уже прекращено. А как же преемственность? Дело в том, что "внутри" цифрового сигнала можно спрятать и аналоговый, ширина полосы (7,6 МГц) позволяет. Но эта возможность, предусмотрительно включённая в стандарт, всюду, где прошёл (или идёт) переходный период, осталась невостребованной.

В России, как заведено, передовые технологии победно движутся на первой передаче, однако же цифровое вещание уже ведётся в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Челябинске и почему-то во всей Мордовии. В ближайшее время к этому списку присоединится ещё несколько городов. Есть даже государственная программа поголовного перехода на цифровое вещание к 2015 году, при этом руководство 1-го канала уже сейчас заявляет о своей полной технической готовности перейти на что скажут. Москва - единственный регион, где вещание платное (я не могу отнести к этой категории Мордовию, где за приём трёх каналов из шести требуют 100 рэ в месяц, там часть финансирования идёт из бюджета). В столице сегодня принимаются три канала. На одном из них (у него логотип TV 1000) крутят фильмы - новые или не очень, но неплохо подобранные. Второй канал развлекательный, типа... ну, вы понимаете. Третий - информационный, постоянно передаёт новости, которые в данный момент в эфире: на 1-м канале, на НТВ, "Культуре" и т.д. Опросы аудитории показали, что этот формат пользователи DVB-T считают очень удобным, всегда можно узнать, что где взорвалось и с кем на этот раз была беседа в Кремле, причём - из разных источников.

Понятно, что я бы не стал делать обзор цифрового вещания, если бы не было на чём его посмотреть. И именно в машине. К нам на тестирование попал первый (насколько известно) автомобильный DVB-T-тюнер (дальше - просто тюнер, у меня что-то Shift сегодня западает) Alpine TUE-T200DVB. Даже дважды первый, потому что Alpine стала первой компанией, предложившей этот вид техники на афтермаркете. Нет, даже трижды: впервые у Alpine предусмотрено меню на русском, сразу с завода. И хотя для нас это тест нового типа, знакомство начинаем, как всегда, с интерфейса.

Сразу видим два F-гнезда для подключения активных (diversity) антенн - куда же без них? Здесь же AV-выход. То есть А (аудио), как положено, два гнезда RCA, но выходов V (видео) здесь три, один обозначен как Front, остальные - как Rear 1 и 2. Понятно, что выход Front блокируется датчиком стояночного тормоза, если он по древнему русскому обычаю не подключён напрямую к массе. Есть гнездо для выносного ИК-датчика (он входит в комплект), но есть и встроенный сенсор, он расположен как раз в противоположном углу, на другом торце корпуса. Решение правильное: никто вам не мешает использовать тюнер на даче (да хоть бы и дома), а если он остаётся в машине на виду, то и выносной датчик не нужен. Здесь же два набора AV-входов - тюнер работает и как коммутатор на два источника, что в очередной раз иллюстрирует фирменную стратегию системных решений. Кстати, в пучке проводов питания есть отдельный проводок, который, будучи подключён к монитору или к мультимедийной станции Alpine (если их обозначение начинается буквами IVA), позволит управлять тюнером с этого устройства. Это тоже к теме системных решений.

Впрочем, тюнер получился вполне самостоятельным - всеми его функциями можно управлять с пульта (RUE-4158). Пульт по сути своей "карточка", но чёткость нажатия кнопок достойная даже и по меркам "камушков". А расстояние между кнопками ровно такое, чтобы, нажимая на кнопку большим пальцем, не трогать соседние.

Мы немного отвлеклись, а надо бы закончить знакомство с интерфейсом. Рядом с AV-входом имеет место разъём RS232 (D-sub 9). Вкупе с DIP переключателем он используется для сервисных целей. В инструкции на сей счёт информации нет, отсюда делаем вывод, что эта операция осуществляется только в сервисных центрах (в отличие от i-Personalize головных устройств). Однако побаловав с DIP-переключателем (ручонки - знаете какие), обнаружили: без всякого сервисного центра можно переключать формат выходного сигнала по полному списку (PAL, SECAM, NTSC). Дальше располагается CI-слот, куда помещается так называемый модуль CAM - если вещание в вашем регионе платное. В процессе эксплуатации в этот модуль устанавливается сменная карточка доступа. (Если вещание дармовое, то тюнер отлично работает и без этого модуля.)

В столице, как говорилось, существенно не дармовое, и для этого теста карточку доступа нам предоставила компания ЦТВ, а то смотрели бы мы голубой экран в буквальном смысле.

Подсоединяем антенны, включаем. Появляется меню, у нас уже был выбран русский язык. Кстати, перевод по смыслу не идеален. Скажем, в корневом меню шесть страниц. Одна из них называется "Настройки приставки", а другая - "Настройка". (Кстати, английский оригинал меню тоже не слишком внятен.) Короче, поиск станций где? Вместо "Настройка" надо бы дать "Настройка на станции" - немного архаично, но понятно. Разобравшись, настраиваемся и обнаруживаем двух вещателей. Telemedium, 578 МГц, 5 ТВ-каналов - это осталось у тюнера в памяти от путешествия в Питер. DVision, 562 МГц, 3 ТВ-канала - это наши. Меню "Настройки приставки" состоит из шести страниц второго уровня. Именно здесь (почему-то не в предпочтениях) выбирается язык меню, формат экрана, звук (стерео/моно), ввод пароля, времени суток, родительских ограничений, и даже можно включить один из двух режимов увеличения. В меню "Зрительские предпочтения" вы можете какой-то из каналов назначить "любимой женой" (Home в оригинале), а какой-то пропустить ввиду их многочисленности. Дальше идёт "Просмотр каналов", это мы уже видели на завершающем этапе настройки. "Сила сигнала" - вот это уже по теме. У нас получилось, что "сила сигнала" 49%, качество сигнала хорошее. Дальше так: модуляция QPSK, защитный интервал 1/4, кодовое число 2/3. Это - примерно середина шкалы. Смотрим по таблице в международном стандарте (ETSI EN 300 744), какой должен получиться битрейт. 6,64 Мбит/с, это в лучшем случае, если используется канал шириной 8 МГц. Эти 6 мегабит делятся между тремя каналами, что и определяет качество изображения. Зато сюда же вписан узкополосный сигнал EPG (Electroniс Programm Guide) - информация о текущих и грядущих программах, как, скажем, на "НТВ-Плюс".

Субъективно картинка не дотягивает до уровня DVD, впрочем, VCD она явно превосходит. Ближайший аналог по субъективно оцениваемому качеству - DivX, если не брать самые динамичные сцены. Если, скажем, герой фильма бежит и мы должны видеть картинку его глазами, то не раз оказывалось, что перед его глазами вдруг появляется набор бегущих квадратиков, что доводится видеть и в кабельных сетях, получающих цифровой сигнал. Если экран монитора не больше 19 дюймов, то смотреть можно без напряжения и не без удовольствия. К счастью для нас, автомобильные мониторы в большинстве своём существенно меньше. Звук, действительно, стерео. Качество звучания на том материале, который я слышал, для адекватного восприятия кино как аудиовизуального явления было вполне достаточным. Правда, когда громкость поднимается выше отметки 48 (максимум - 64), появляются заметные искажения. Но, между прочим, ни одной рекламной перебивки я не увидел, даже непривычно. Как непривычна и возможность включить титры на русском (в Москве функция тестируется, в Питере включена на постоянку). Пора привыкать, это - вопрос времени...

ПОРАДОВАЛОТюнер цифрового ТВ-вещания с антеннамиОГОРЧИЛОAlpine TUE-T200DVB + KAE-200DV (2 шт.)


feed_id: 4622 pattern_id: 1778

Другие статьи раздела

  • Тайваньская компания Compro Technology Inc., отечественному пользователю известна, прежде всего, своими оригинальными ТВ-тюнерами, всегда отличающимися ярким дизайном, теми или иными аппаратными изюминками и достаточно высоким уровнем проработки ПО. Получив немалый опыт в разработке компьютерных телеприемников, совсем недавно эта компания занялась еще и производством домашних медиаплееров на базе HDD.

  • Много лет занимаюсь тестированием проекторов, но когда меня спрашивают, какая из технологий является сейчас наилучшей, дать определенный ответ не могу. У каждой есть свои достоинства и недостатки, да и смотрим мы не технологии, а конкретные проекторы, на них построенные. Создатели аппаратов прекрасно осведомлены обо всех положительных и отрицательных сторонах чипов, которые они выбрали (в силу тех или иных причин, иногда не имеющих отношения к технике), и потому стараются подчеркнуть достоинства и компенсировать недостатки технологий.

  • Людям, которые пользуются исключительно бюджетной техникой, трудно понять, как может компактная радиола стоить около 100 тысяч рублей. Скажем, огромный плоский телевизор за такие деньги еще способен как-то уместиться в сознании, но микросистема?! Зачем тратить на нее такие деньги, если тысячи за три можно купить нечто столь же небольшое, что будет ловить радио, крутить компакт-диски и даже воспроизводить DVD? Действительно, зачем?Ответ предельно прост: чтобы получить удовольствие.

  • Производитель, имея в своем ассортименте акустику самого разного класса, от начального уровня до High End, должен четко позиционировать не только каждую линейку, но и все модели внутри нее, иначе покупатель запутается и не сможет сделать выбор. И задача это не столько теоретическая, сколько инженерная - создать ряд изделий с четко различающимися потребительскими свойствами не так просто, как может показаться на первый взгляд.KEF с этой проблемой справляется легко благодаря обилию наработанных решений, наличию собственных драйверов различного класса и возможности изготавливать корпуса любой сложности.

  • Вы наверняка слышали миф о том, что акустику Dynaudio, особенно самую элитную, можно расшевелить лишь супермощным оконечником, многократно превышающим ее по стоимости. Говорят также, что грамотно спроектированные колонки должны быть легкой нагрузкой для усилителя. А на мой взгляд, они должны быть легкой нагрузкой прежде всего для наших ушей, а о раскачке пусть заботятся разработчики усилителей.

  • Этот типично женский вопрос актуален и для некоторых видов техники. Миниатюризация - одна из основных тенденций, задающих последнее время тон в мире любительских видеокамер. Тут, прямо как в мире высокой моды, каждая новая модель норовит перещеголять предшественницу, сбросив хотя бы несколько граммов веса или хоть чуть-чуть уменьшив габариты.