России не нужно цифровое твПри переходе на цифровое телевещание власти многих стран неплохо заработали. В России становится очевидно, что государство прибыль упустит. Расплачиваться за модернизацию будем мы с вами Года два назад Александр Изосимов, бывший тогда гендиректором «ВымпелКома», сказал, что в течение пяти лет объемы передаваемой по мобильным устройствам информации – как голосового, так и неголосового трафика – вырастут в 60 раз. Период, на который дан этот прогноз, еще не завершен, но, если учитывать, сколько сегодня появляется новых гаджетов, позволяющих практически жить в Сети, все так и будет. А инфраструктура на столь стремительную динамику объема не рассчитана. Вот почему операторы связи и беспроводного доступа в Интернет на протяжении уже двух лет пытаются выбить себе радиочастоты для создания сетей нового поколения. Ради расширения мощностей конкуренты готовы объединяться, платить огромные деньги и идти на поводу у частно-государственных партнерств. Затей сейчас власти масштабную модернизацию инфраструктуры и предложи компаниям ее финансировать в обмен на частоты – не откажутся. И проект подходящий есть: к 2015 году Россия должна перейти на цифровое телевещание. Бюджету это встанет в 4,4 млрд долларов. Но если следовать примеру других стран, также внедряющих цифровое ТВ, можно и вложенные деньги вернуть, и сверх того еще заработать. Между тем уже ясно, что мы пойдем другим путем... Ресурсная недостача К 2015 году, как договорились в 2006-м в Женеве более 100 стран, телевещание едва ли не по всему миру должно стать цифровым. Причин тому несколько. Во-первых, это красиво: картинка будет более высокого качества и четкости, связь – устойчивой и без помех, появятся интерактивные сервисы. Во-вторых, аналоговое вещание устарело: весь процесс телепроизводства давно осуществляется в «цифре» и только сигнал доставляется населению в аналоговом формате. И в-третьих, переход, в общем-то, затеян не зрелища ради. В большинстве стран ощущается острый дефицит частот, говорит представитель международной ассоциации цифрового эфирного вещания DigiTAG Натали Муяль. А аналоговое ТВ оккупировало слишком много радиоволн, чтобы оставлять все как есть. Для цифрового вещания, разумеется, тоже необходимы частоты, но, по словам заместителя гендиректора по управлению госпрограммами и капитальному строительству ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» Бориса Теребиленко, применение усовершенствованных технологий видеокомпрессии и передачи сигнала позволяет сократить объем дефицитного ресурса в 8 раз. «На одной частоте в «цифре» могут находиться несколько каналов. Таким образом, когда мы полностью перейдем на цифровое вещание, у нас высвободятся радиоволны, которые можно будет использовать для других целей», – утверждает он. Речь идет о частотах в диапазоне 694-862 МГц. Как замечает представитель британской компании Ofcom Рис Хёрд, именно этот спектр очень удобен для сотовых операторов. «Сигнал в диапазоне 700-800 МГц передается на большие расстояния, чем на высоких частотах, и хорошо проникает в здания сквозь стены», – поясняет он. Следовательно, для работы на этих частотах требуется меньше вышек, радиопередатчиков, и, соответственно, ниже затраты на создание и поддержание инфраструктуры. Другой высвобождающийся диапазон – в полосе 600 МГц – интересен поставщикам платного телевидения, продолжает Рис Хёрд. Выходит, желающие приобрести товар (его еще называют цифровым дивидендом) уже имеются. А учитывая, что существующий спрос значительно превышает предложение, с покупателями можно сторговаться – и в результате и инфраструктуру для цифрового ТВ быстро построить, и денег заработать. Опыт перешедших на «цифру» стран доказывает: это более чем реально. Успехи пионеров «В Швеции в марте текущего года освобожденные частоты были проданы на аукционе за 329 млн долларов», – констатирует старший советник Министерства транспорта и коммуникаций Норвегии Ярл Кристен Фьердингби. Он следит за новостями из близлежащих стран, потому что пример соседей позволяет прогнозировать и доходы самой Норвегии от реализации цифрового дивиденда. «Их можно приблизительно оценить из опыта продаж на соразмерном рынке. Поскольку у нас численность населения где-то в 2 раза меньше, чем в Швеции, и вырученная нами сумма будет примерно вдвое ниже, то есть около 160 млн долларов», – рассуждает г-н Фьердингби. В странах покрупнее цифры гораздо выше. В Германии, где живет почти 82 млн человек, продажа освобожденных частот принесла 6,2 млрд долларов. Великобритания рассчитывает получить не менее чем 5 млрд. В США общая прибыль с аукционов составила 19,6 млрд. Наконец, в России, по оценкам директора НИИ телевидения Александра Умбиталиева, можно выручить порядка 16 млрд долларов. Дело за малым – собственно за инфраструктурой. Прибыль-то велика, но и строительство сети для цифрового вещания – удовольствие не из дешевых. В частности, в той же Норвегии, где надеются «сторговаться» на 160 млн долларов, расходы уже достигли 277 млн. Сработали в убыток? Вовсе нет. Государство переложило осуществление проекта на плечи бизнеса. В 2006 году норвежская компания Norges Televisjon (NTV) получила лицензию на определенные частоты, а взамен ее владельцы – телеканалы NRK, TV2 и сотовый оператор Telenor – профинансировали строительство инфраструктуры для перехода на «цифру». Затраты NTV окупит посредством предоставления частот в аренду другим телеканалам. А в распоряжении у государства в результате окажется цифровой дивиденд для последующей продажи, и оно при этом не вложило в проект ни кроны. Но власти нашей страны такой путь отвергли. Авторы концепции федеральной программы «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы» решили, что использование одних лишь частных инвестиций приведет к исчезновению бесплатного ТВ. И в таком случае, как говорится в тексте документа, «из бюджета придется в будущем потратить еще больше средств на меры поддержки социально значимого телерадиовещания». Выводы спорные и практикой пока не подтвержденные, однако они послужили поводом к выбору варианта госфинансирования. На создание цифрового эфирного ТВ до 2015 года из бюджета планируется выделить 4,4 млрд долларов. Немало, но и не так уж много, если от продажи высвободившихся частот удастся выручить ожидаемые 16 млрд. Очень прибыльный получится проект. В принципе мировой опыт еще не представил печальных примеров, когда переход на цифровое телевещание обошелся бы государству дорого и не окупился. Правда, Россия способна восполнить этот пробел. Доход со сроком годности Регулирование отечественного телекоммуникационного рынка отличают две пагубные традиции. Первая – сложившиеся правила распределения частот. Во всем мире право использования покупают на аукционах, то есть действует принцип «кто больше заплатит», а у нас новых владельцев ресурса определяет конкурс. Проблема в том, отмечает руководитель телекоммуникационной группы юридической компании «Пепеляев Групп» Наталья Иващенко, что четких критериев для выявления победителей нет. Иными словами, оператор, предложивший за частоты самую высокую цену, может проиграть конкуренту, чей проект, на взгляд комиссии, имеет, скажем, большую социальную значимость. Назавтра проигравший мог бы тоже нарисовать себе «социальную значимость», но нет гарантий, что в следующем конкурсе решающим станет именно этот фактор. Принцип беззастенчивой «избирательности» регуляторов нашел отражение, например, в истории с молодой компанией «Основа телеком». Когда весной 2010-го многие участники рынка ждали решения Государственной комиссии по радиочастотам о раздаче очередной порции дефицитного ресурса, неожиданно выяснилось, что частоты в диапазоне 2300-2400 МГц хотят бесплатно и вовсе без конкурса отдать «Основе». Это предприятие на четверть принадлежит «Воентелекому», которым владеет Минобороны. Операторы «большой тройки» подняли шум, причем с письмами президенту, но желаемого результата не добились. Теперь торги по этому диапазону состоятся только в 2014-м, а пока военные (читай: «Основа телеком») могут использовать частоты для тестирования технологии мобильной передачи данных LTE, и не факт, что в означенном году они согласятся расстаться с ними. Ущербность российской традиции распределения радиоволн отнюдь не новость. Время от времени сотовики поднимают этот вопрос и на конкретных примерах показывают, какую выгоду может принести изменение ситуации. Но воз и ныне там, механизм аукционов никто вводить не собирается. «Такое положение дел будет препятствовать или во всяком случае существенно затруднит продажу цифрового дивиденда», – подчеркивает Наталья Иващенко. Вторая неискоренимая телекоммуникационная традиция – неспособность чиновников соответствовать вызовам времени, и она уже аукалась бюджету. Притом что частот катастрофически не хватает, предлагая данный ресурс, крайне важно не упустить момент. Потому как сегодня это дефицит, а завтра спрос может сойти на нет. Заместитель начальника АНО «Радиочастотный центр МО» Юлия Волкова вспоминает ситуацию начала 2000-х, когда многие операторы готовы были платить большие деньги за получение диапазона 3600-4200 МГц для предоставления услуг беспроводного доступа в Интернет. В бюджет могла бы поступить неплохая прибыль – сперва от аукционов, а затем от налоговых отчислений. «Но интересы Минсвязи в ту пору лежали в области сотовой телефонии, и власти ни на что другое лицензий не выдавали. В итоге время было упущено», – рассказывает г -ж а Волкова. Компании тогда обошлись без упомянутого диапазона, сумев техническими средствами решить проблему. Сейчас эти частоты операторов уже не интересуют. Будет ли цифровой дивиденд кому-нибудь нужен через несколько лет? Не дождутся Власти рапортуют, что цифровизация идет с соблюдением графика. Подрядчики, которые возводят вышки и по ставляют оборудование, в неофициальных беседах отмечают, что это, скажем так, некорректная информация. Но даже если к словам последних относиться с недоверием, завершение программы в срок все равно под большим вопросом. Частоты будут высвобождаться лишь тогда, когда отключат аналоговое вещание. А это произойдет в случае, если более 90% населения обзаведется либо новыми телевизорами, либо хотя бы специальными приставками. До тех пор «цифра» будет работать параллельно с аналоговым форматом. Поначалу обеспечить граждан необходимым оборудованием планировалось за государственный счет. Теперь передумали – кризис. Очевидно, что об освобождении частот к 2015-му речи быть не может. Между тем их потенциальные покупатели на светлое будущее уже и не надеются. Операторы связи все активнее лоббируют введение принципа технологической нейтральности, то есть добиваются разрешения использовать имеющиеся у них частоты для строительства сети той технологии, которая нужна им сегодня, а не только той, что прописана в лицензии. В этом случае новых ресурсов им не потребуется. Однако такую палочку-выручалочку сотовикам могут и не дать. А потому они работают над расширением мощностей еще в одном направлении. В марте нынешнего года «ВымпелКом», МТС, «Ростелеком», «МегаФон» и «Скартел» (поставляет услуги под брендом Yota) заключили соглашение о совместном развитии сети LTE на базе инфраструктуры Yota. Таким образом, проблема дефицита частотного ресурса уже решается. И чем больше пройдет времени, тем выше вероятность, что цифровой дивиденд существенно потеряет в цене, поскольку российским сотовикам он будет не так уж и необходим, а во всем мире освободившиеся частоты приобретают исключительно операторы связи. Кто в итоге заплатит за модернизацию? Телеканалы, которые будут покупать более дорогую лицензию на цифровое эфирное вещание? Рекламодатели, которым придется больше выкладывать за мелькание на экране? Или рядовые налогоплательщики, которые, кажется, уже привыкли отвечать за эксперименты в тех областях, где велосипед давно изобретен? |
|
||