Несмотря на экономические проблемы в Италии, на тТУРИН — В начале ноября прошла 19-я ярмарка современного искусства Artissima. За четыре дня ее посетило 50 тысяч зарегистрированных гостей. В этом году ярмарка, проходившая с 9 по 11 ноября, получила название «Это еще не конец света». В названии есть референции одновременно к пророчеству Майя и продолжающемуся экономическому кризису. Учитывая количество посетителей, которых по сравнению с предыдущими годами стало значительно больше, есть шансы, что большинство людей, которых не покидают мысли о затруднительном финансовом положении, согласятся с этим утверждением. Поcле того, как Франческо Манакорда ушел в галерею Tate Liverpool, руководителем Artissima стала Сэра Косулич Канарутто. В этом году она более явно сместила акцент на тему глобального искусства. Из 172 галерей две трети были международными (против 53 итальянских галерей). В том числе, участвовали представители из Морокко, Гватемалы, Израиля и Восточной Европы. На ярмарке было довольно много коллекционеров из других стран, особенно из тех, которые меньше всего пострадали от глобального финансового кризиса (например, из Турции, Бразилии и Саудовской Аравии). Это сыграло на руку успеху Artissima 2012 года, которая была важной предпосылкой не только для рынка современного искусства Италии, но и для Турина: экономический итог города в 2011 году равен 4 миллионам евро (5 миллионов 100 тысяч долларов). Открытие ярмарки для vip-персон, состоявшееся в 8-го вечером, было относительно скромным. Вечер был отмечен всего несколькими продажами и заметными транзакциями. Коллекционеры воздерживались от покупки монументальных работ (в соответствующих ценовых категориях) в пользу небольших вещей и работ молодых художников. Некоторых покупателей не покидали мысли о финансовых затруднениях: например, банковский фонд CRT, который ежегодно приобретает произведения искусства для туринских музеев Galleria d’Art Moderna и Castello di Rivoli, в этом году сократил закупочный бюджет с 600 тысяч до 350 тысяч евро (с 750 тысяч до 446 тысяч долларов). Цены на проданные работы в целом проходили по нижней границе эстимейта в ценовом диапазоне от 5 до 30 тысяч евро (приблизительно от 6 до 38 тысяч долларов). Однако, на продажу были выставлены и некоторые более дорогостоящие произведения искусства. Например, работы Энтони Гормли в Galleria Continua, достигали в цене 300 тысяч евро (около 380 тысяч долларов) и работы Рони Хорна в галерее i8 Gallery, оцененные в 280 тысяч евро (приблизительно 360 тысяч долларов). Самые успешные продажи в день открытия были у молодого итальянского художника в Galleria Continua тридцатилетнего Джованни Оццола. Сейчас он участвует в выставке вместе с Ай Вэйвэем в галерее в Сан-Джиминьяно. Его черная грифельная доска с огромной выгравированной картой, на которой указаны судоходные маршруты времен античности, продалась за 22 тысячи евро (28 тысяч долларов); цены на работы Оццолы небольшого формата начинались от 4 тысяч евро (5 тысяч долларов). Ай Вэйвэй представил на Artissima новые работы: мраморный шлем, оцененный в 60 тысяч евро (76 тысяч долларов). Кроме работ Рони Хорна, i8 Gallery из Рейкьявика представила работы исландского художника Рагнара Кьяртанссона. Цены на этого художника варьировались в диапазоне от 6 до 23 тысяч евро (т 7600 до 29000 долларов). На предыдущих ярмарках работы художника пользовались спросом таких коллекционеров, как Патриция Сандретто. Во время Венецианской Биеннале 2009 года она приобрела 150 его работ в Исландском павильоне (в настоящее время они выставляются в Фонде Сандретто де Ребауденго до 6 января). Кроме того, Кьяртанссон также принимал участие в параллельной программе Artissima – в 11-го утром он показывал музыкальный перформанс в Фонде Сандретто. Среди хедлайнеров параллельной программы был Дан Пержовски: он сделал для Палаццо Мадама сайт-специфичную работу. Его представляла галерея Gregor Podnar, у которой есть филиалы в Берлине и Любляне. Композиция из 80 открыток, которые художник отправил Косулич Канарутто, когда она работала в Вилле Манин, ушла за 40 тысяч евро (51 тысячу долларов). Peres Projects, еще одна берлинская галерея, участвовавшая в выставке, представила трех новых художников: итальянку Маринеллу Сенаторе, у которой открылась персональная выставка в берлинском выставочном пространстве Peres. На ярмарке она показала фотографию, сделанную во время съемок ее последнего кинопроекта, и оцененную в 6 тысяч евро (7 тысяч 700 долларов). Цены на художников из бельгийского арт-трио Лео Габен были от 8 до 15 тысяч евро (10 тысяч 200 – 19 тысяч долларов); на работы канадского художника Брента Уоддена - варьировались в пределах 5 -12 тысяч евро (6 тысяч 300 долларов – 15 тысяч 300 долларов). В вечер открытия галерея организовывала продажи работ Уоддена, Габена и художника из Лос-Анджелеса Алекса Израэла. Продажи итальянской галереи Massimo Minini тоже были впечатляющими: она сразу же продала новые работы Летиции Кариэлло (каждая работа ушла за 12 тысяч евро (15 тысяч 300 долларов). В числе других художников, представленных в галерее Minini, пользовавшихся высоким спросом, был Ханс-Петер Фельдманн, цифровые отпечатки которого продались за 24 тысячи евро (30 тысяч долларов); Дэвид Малжкович, работы которого продались за 9 тысяч евро (11 тысяч 500 долларов) и итальянский художник Альберто Карутти - стоимость одной его работы составляла 24 тысячи евро (30 тысяч долларов). 17 ноября у художника открылась крупная ретроспектива в Милане. |
|
||